Чат-бот с квизом для онлайн-школы: как мы привлекли новых учеников через Телеграм и Вконтакте

За созданием чат-ботов к нам обращаются разные клиенты. Достаточно часто приходят заказчики именно из сферы онлайн-образования. Они хотят выстроить более доверительные отношения с учениками, упростить учебный процесс, привести новых лидов и, конечно же, увеличить продажи. 

 

В этом кейсе мы поделимся механикой чат-бота в Telegram и во «ВКонтакте» для онлайн-школы. Возможно, вы захотите взять нашу идею себе на заметку. 

 

 

Разрабатываем идею чат-бота для онлайн-школы

 

Наш клиент

Онлайн-курсы Rebotica по обучению IT-профессиям для детей и подростков 8–16 лет.

 

Задача чат-бота

Разработать и запустить бот в форме квиза для сбора лидов. Рекламировать его через Telegram Ads и собирать заявки на первое бесплатное занятие.

 

Воплощение идеи

Итак, что видит подписчик, попадая в созданный нами бот?

 

скриншот

Первое сообщение в боте

 


Пользователю предлагается ответить на 7 вопросов. Даны варианты ответов. Все вопросы касаются интересов и предпочтений ребенка.

 

скриншот

 

скриншот

 

скриншот

 

скриншот

7 вопросов в чат-боте о предпочтениях ребенка в формате квиза

 

 

Бот запоминает ответы и просчитывает, к чему у ребенка больше интерес, в каком направлении IT-сферы ему будет интереснее развиваться:

 

  • программирование,

  • разработка игр,

  • блогинг,

  • 3D-моделирование,

  • web-дизайн.

 

А также бот знакомит с сервисами, которые могут помочь ребенку в обучении.

 

скриншот

 

Сообщения бота о выявленных интересах ребенка

 

Затем бот предлагает записаться на бесплатный урок. Заинтересованный подписчик оставляет заявку. Бот уточняет номер телефона.

 

скриншот

 

Сообщения бота о бесплатном уроке

 

Спустя некоторое время менеджер онлайн-школы перезванивает и назначает дату и время бесплатного урока. 

 

Также в боте реализована следующая функция: когда пользователь начинает задавать вопросы напрямую боту, тот перенаправляет пользователя на менеджера.

 

Если же подписчик не оставил заявку, то, чтобы вернуть его интерес к продукту, через день ему отправляется сообщение с примерами работ учеников. Так мы показываем родителям, каких результатов может добиться их ребенок при обучении в IT-школе.

 

скриншот

Сообщения бота с работами учеников 1

 


скриншот

 

скриншот

Сообщения бота с работами учеников 2

 

Такой же квиз мы сделали на площадке социальной сети «ВКонтакте».

 

скриншот

 

скриншот

Реализация квиза во «ВКонтакте»

 

 

Техническая реализация бота и сегментация подписчиков

 

Чат-бот был собран на платформе Salebot – это конструктор ботов. Помимо стандартных функций, здесь есть возможность создавать боты со сложной механикой и вычислять результаты квиза. Не во всех конструкторах доступен такой инструмент. 

 

Также мы сегментировали базу онлайн-школы по двум признакам.

 

1. По действиям аудитории выделили 3 сегмента подписчиков:

 

  • холодные – подключились к боту, но даже не прошли или бросили квиз;

  • теплые – прошли квиз, но не оставили заявку;

  • горячие – оставили заявку после квиза либо связались с менеджером через бот. 

 

2. По интересам ребенка получилось 5 сегментов подписчиков:

 

  • программирование,

  • разработка игр,

  • блогинг,

  • 3D-моделирование,

  • web-дизайн.

 

Так как Salebot может просчитать результаты внутри бота, не прибегая к помощи сторонних инструментов, мы смогли получить данные по количеству ответов в каждом направлении IT-обучения.

 

Во-первых, это дает понимание, какая профессия наиболее популярна среди ребят. Во-вторых, данные сегментации будут учитываться при:

 

  • составлении контент-плана email-кампаний,

  • создании автоматических рассылок и персонализированных писем. 

     

 

Сложности реализации

 

Возможно, этот раздел не самый простой для понимания, но очень важный. Потому что именно трудности в конечном итоге сделали бот таким, какой он есть сейчас. Хотя изначально предполагалось более простое его исполнение. 

 

Клиент пришел к нам с уже определенной концепцией бота, чтобы встроить ее в свою маркетинговую стратегию. Она была простой: через рекламу в Telegram рекламировать бот, который будет собирать заявки на бесплатное занятие.

 

Почему нельзя было идти по этому простому пути? Из-за этой незамысловатой концепции бот не проходил модерацию: он не соответствовал требованиям Telegram Ads, где для ботов определены весьма жесткие условия

 

4-й пункт рекомендаций рекламной платформы гласит: бот в Telegram должен быть технически и визуально завершенным и функциональным, а его содержание должно соответствовать объявленному. Целевые боты должны приносить пользу пользователю. В частности, не допускается использование бота исключительно для рекламы.

 

Другими словами, вначале бот нашего клиента не проходил проверку у модераторов, так как рассматривался ими только как инструмент рекламирования образовательных курсов. Они не считали его функциональным и полезным. 

 

Как мы решили эту проблему?

 

Перед нами были поставлены задачи:

 

  • изменить бот так, чтобы он приносил пользу конечному потребителю,

  • рекламу в боте (ссылки для переходов на курсы) сделать максимально ненавязчивой, неагрессивной и нативной. 

 

Мы поменяли клиентскую концепцию и техническое решение бота:

 

1. Он стал приносить пользу (определение интересов ребенка после квиза, рекомендация направления в учебе, подборка полезных материалов без внешних ссылок).

2. Фактически мы убрали из бота рекламу самих курсов, так как стали предлагать записываться на обучение уже только на первом бесплатном занятии. То есть продвижение IT-курсов происходило уже не в боте, а лишь на первом уроке. Также мы запланировали продвигать курсы с помощью сегментированных проморассылок подписчикам чат-бота.

 

У клиента была еще одна проблема. Он пришел к нам с готовыми текстами для чат-бота. И они также не проходили модерацию, так как 2-й пункт рекомендаций Telegram не допускает использования: 

 

  • повелительного наклонения (подпишитесь, пройдите по ссылке),

  • обращения на «ты»,

  • ошибок пунктуации и орфографии (лишние или ненужные запятые, отсутствие точек в конце предложения, грамматические ошибки в словах),

  • большого количества эмоджи, скобок, пунктуационных символов. 

 

Здесь решить проблему было проще: наши копирайтеры просто переписали текст в соответствии с правилами.

 

 

Результаты в цифрах

 

скриншот

Результаты за месяц работы чат-бота

 

Что видно из нашей статистики?

 

За месяц мы получили 29 горячих клиентов – именно столько человек оставили заявки на бесплатное занятие. Прошли квиз и не оставили заявку 76 теплых клиентов, не прошли квиз вообще 58 холодных пользователей.

 

То есть почти 18% участников бота совершили целевое действие. Мы оцениваем это как хороший результат. 



Выводы

 

Чат-боты могут быть очень полезны для онлайн-школ, поскольку они автоматизируют многие процессы и упрощают взаимодействие с учащимися и их родителями. 

 

Функции ботов:

 

1. Поддержка в режиме онлайн: ученики получают быстрые ответы на свои вопросы в любое время. Например, чат-бот может отвечать на вопросы о заданиях, дате сдачи работ, расписании занятий и т.д. 

2. Автоматизация процессов и рутинных задач, таких как напоминания об уроках, отслеживание прогресса учащихся, отправка уведомлений родителям. Это экономит время педагогов и помогает сосредоточиться на более важных задачах.

3. Персонализированная помощь. Например, чат-бот может отправлять дополнительные материалы по интересующей теме или задания повышенной сложности. 

4. Простота и удобство взаимодействия: быстрый доступ к информации о занятиях, заданиях, прогрессе. Чат-боты могут работать круглосуточно. 

 

Этот инструмент делает процесс обучения более доступным, эффективным и интересным для учащихся и учителей.

 

 

 

 

 

 

bottombanner